Бывает

Ведущий художник ИФЗ Олевская рассказала об источнике своего вдохновения

В эти праздничные майские дни многие ленинградцы, ныне петербуржцы, вспоминают далекое прошлое города-героя Ленинграда, для многих из них самый знаменитый и узнаваемый рисунок «Кобальтовая сеточка» на чашках стал символом блокадного Ленинграда. Эта роспись впервые украсила фарфор в 1944 году, и стала классикой декоративно-прикладного искусства и фирменным, отличительным знаком Императорского фарфорового завода.

Завтра, 13 мая, коллектив прославленного завода будет отдавать дань памяти Анне Яцкевич, автору «Кобальтовой сеточки», творческая жизнь которой, к огромному сожалению, была недолгой. В ноябре 1944 года Яцкевич закончила работу над сервизом «Кобальтовая сеточка». Достоверных сведений о том, что именно послужило для нее прообразом созданного рисунка нет. Рисунок «Кобальтовая сетка» выразил новые тенденции в развитии русского фарфора. Широко известным произведением из фарфора, декорированным ажурной сеточкой, был «Собственный» сервиз императрицы Елизаветы Петровны, созданный в XVIII веке. В настоящее время он хранится в музеях Государственного Эрмитажа. 

Яцкевич отлично знала первый русский дворцовый ансамбль, оплетенный резной золоченной сеткой с пурпурными цветами на пересечении линий. Некоторые источники указывают, что это ассоциации с переклеенными крест на крест блокадными окнами ленинградских домов. Сейчас это установить невозможно, но гениальность мастера в том и заключается, что он способен обобщить многое из увиденного и пережитого им ранее и воплотить это в своих произведениях, опираясь на богатое наследие завода. Так, талантливая и замечательная Анна Яцкевич дала жизнь своему маленькому шедевру.

Изящный сине-золотой рисунок на белом фоне подчеркивает драгоценность фарфора. Декор выдержал испытание не только временем, но и получил признание на международном уровне. Сервиз был удостоен целого ряда престижных наград, в том числе Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе и Знака качества. Постепенно «Кобальтовая сеточка» становится «фирменным» сервизом ИФЗ, «визитной карточкой» завода и Санкт-Петербурга. Состав чайного сервиза постоянно пополнялся и разросся до многопредметного ансамбля. В настоящее время несколько видоизмененный рисунок «Кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий завода.

Осенью 2019 года коллектив Императорского фарфорового завода отметил 75 лет создания Анной Яцкевич рисунка «Кобальтовая сеточка». Сервиз с этим узором стал не только знаковой вещью первого в России фарфорового завода, но и символом Санкт-Петербурга и олицетворением классического петербургского стиля.

Иметь сервиз с берегов Невы стало мечтой многих. «Кобальтовую сетку» заказывали правительственные учреждения для обслуживания VIP-персон и в качестве государственных подарков. Сервиз был преподнесен в дар семье экс-президента США Рональда Рейгана. Он представлен в коллекциях Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, Государственного исторического музея, в Международном центре керамики в городе Фаенце (Италия). Сервиз с таким рисунком можно увидеть во многих домах в России и зарубежья. Им пользуются домохозяйки и депутаты, ученые и деятели культуры и науки, дипломаты и президенты.

Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора, которое можно увидеть в работах уже современных мастеров Императорского фарфорового завода.

Одним из таких признанных мастеров, чтущих традиции росписи, является ведущий художник завода Инна Олевская, которая в конце апреля отпраздновала свой юбилей. Императорскому фарфоровому заводу Инна Олевская посвятила более полувека своей жизни, она пришла трудиться сюда сразу после окончания ЛВХПУ имени В.И. Мухиной в 1969 году. Творчество Инны Олевской знатоки и любители росписи по фарфору не спутают ни с чьим другим — ее мастерство поражает воображение свежестью авторского взгляда, сложностью и при этом оригинальностью художественного решения.

В комментарии изданию «НьюИнформ» Инна Олевская рассказала о том, как она вырабатывала свой авторский стиль.

«Необходимо возвращаться к самым истокам, к той школе, к которой я принадлежу. Когда я переехала из Киева, где училась в школе при Академии художеств, в Ленинград, мои знания о живописи ограничивались творчеством Ильи Ефимовича Репина. В Мухинском училище, куда я поступила, на меня обрушилась настоящая лавина информации. Первые работы в училище были подражаниями Бенуа и работам мира искусников. Затем меня увлекла тема античной Греции, каждое новое «открытие» рождало новые идеи», — поделилась воспоминаниями Олевская.

По словам художника, если оглянуться назад и проследить за ее творчеством последних пятидесяти лет, то станет очевидно, что ее интересовало в определенный период времени.

«Я никогда не задумывалась о том, чтобы сформировать какой-то определенный стиль, меня увлекал сам процесс работы над очередным произведением. То и дело я влюблялась в какую-то эпоху художника, и, в конечном итоге, пришла к созданию композиции «Тусовка». Это стало для меня переломным моментом. Первую половину жизни на собственное творчество меня вдохновляла поэзия абстрактностью формы и содержания, своими музыкальностью, гармонией и образным масштабом, который отражался и в масштабах моих работ», — подчеркнула мастер.

По словам Инны Олевской, она никогда специально не задумывалась над вопросами стиля, хотя ее всегда интересовало, как в нашей стране развивается дизайн.

«Порой у меня даже появляются проекты, отвечающие вызовам сегодняшнего дня, в которых мне хочется воплотить какие-то конструктивистские мотивы. Однако сегодня я снова возвращаюсь к теме поэзии, и это то, что мне действительно нравится», — отмечает мастер.

Отвечая на вопрос журналиста, как ей удается оставаться актуальной в творчестве и идти в ногу со временем в своих работах, Олевская ответила, что в этом нет никакого секрета.

«Я просто очень люблю свою работу, потому что она меня вдохновляет и дает силы. Мне интересен мир вообще, все события! Это в равной мере касается выставок, концертов, спектаклей, джаза и новых идей. Некоторые замыслы приходится продумывать, но мне больше по душе, когда что-то открывается спонтанно, когда я делаю что-то под натиском эмоций», — восторженно говорит мастер.

Императорский фарфоровый завод и по сей день сохраняет свою отличительную особенность, создавая последние десятилетия русский фарфор со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте.

Источник: newinform.com


Вопросы, уточнения, пожелания? Пишите в почту

Еще интересней!

Джеймс Ганн завершил монтажные работы второго «Отряда самоубийц»

urozhaj

Глава ФЗНЦ после теракта в Сабхе заявил о превращении Ливии в новую «горячую точку»

urozhaj

Экс-сенатор ЯНАО Ананьев стал фигурантом еще одного уголовного дела

urozhaj

Оставить комментарий