ермания – первая жертва разворачивающегося финансового кризиса в США. Опыт прошлых лет показывает, что кризисы, начинающиеся в США, ещё сильнее волной накрывают другие страны. И хуже всего выглядит Германия, поскольку США являются её главным торговым партнёром, а собственная экономика находится в упадке.
Раньше, когда говорили про упадок Германии, то имели в виду лишь возможное замедление темпов роста. Германия за последние 30 лет переживала заметное сокращение экономики лишь трижды: в период ковида 2020-2021 годов, в период ипотечного кризиса США 2008-2009 годов и небольшой спад на рубеже 1993-1994 годов. Теперь наступает новый этап серьёзной рецессии. Закрепить рост экономики примерно на 4%, установленный в первом квартале 2022 года, немецким властям не удалось. Уже IV квартал 2022 года показал лишь незначительный рост на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. I квартал 2023 года уже ушёл в минус на 0,2%.
Рецессию в Германии признаёт даже Reuters, которое отмечает сокращение расходов домохозяйств на фоне инфляции (7,2% в апреле). И вряд ли люди вдруг увеличат свои расходы. По мнению Bloomberg, ЕЦБ намерен и дальше повышать ставку, чтобы справиться с инфляцией. Раньше опыт работы зарубежных ЦБ ставили в пример Эльвире Набиуллине, а теперь сами европейские финансовые власти берут пример с ЦБ РФ и пытаются гасить инфляцию ставками, не задумываясь о денежной массе (-4,9% по итогам марта в реальном выражении) и промышленности.
С последним у Германии тоже большие проблемы. Дорогая энергия вынудила многие компании искать возможности производства в других странах, включая США. На прошлой неделе министр экономики Германии Роберт Хабек заявил о планах ежегодно выделять €4 млрд на субсидирование цен на электроэнергию для некоторых энергоёмких отраслей промышленности, чтобы бизнес не убегал. Но эта мера запоздала. Цены на газ уже рухнули до $300 за 1000 куб. м, но это не помогает бизнесу. Индекс деловой активности в промышленности PMI находится в отрицательной зоне ниже 50 пунктов с июня 2022 года, а в мае 2023 года он опустился до 42,9 пунктов (44,6 в среднем по Еврозоне), это худшее значения со времён ковидного 2020 года. А сводный опережающий индекс CLI, демонстрирующий перспективы экономической активности Германии составляет 102,3 пункта – это меньше, чем даже у России (102,77 пункта).
Экспорт не может поддержать экономику Германии – он слишком нестабильный. Период январь-февраль 2023 года показал рост экспорта на 7,6% в годовом выражении, но уже в мае количество новых экспортных заказов упало до минимума октября 2022 года. Впереди остаётся только падение 2020 года. Германия сильно зависит от США: в 2023 году США стали основными потребителями немецких товаров (9,4% всех поставок из Германии). Если кризис в США не погасят, то Америка потянет за собой Германию, а та – всю Европу.