Собственники земли недовольны изъятием их участков для расширения шоссе в Янино-2, которое длится уже почти три года. Как выяснилось, вопросы должны быть не к подрядчику-миллиардеру и даже не к подрядчику-проектировщику. Проблема тянется еще от компании «Геосервис», бывшего учредителя которой уличали в мошеннических схемах с землей еще в начале 2010-х.
Межевым камнем преткновения стал небольшой вытянутый участок
рядом с Колтушским шоссе 4 километр общей площадью чуть больше тысячи квадратных
метров у остановки общественного транспорта «Голубая дача». На нем ничего не
возведено, растут лишь несколько десятков деревьев. Согласно публичной
кадастровой карте, категория у земли сельскохозяйственного назначения, а кадастровая
стоимость составляет всего 6,8 тыс. рублей.
Яндекс.Карты
Границы участка по кадастру
Правительство Ленобласти было намерено выкупить данный
участок под дорожно-строительные работы. Однако собственник обратился в
арбитражный суд 30 мая. Первое заседание по делу назначено на 16 августа.
Однако еще в марте 2023 года компания ООО «Техносфера» уже начала проводить
земляные работы. На участке успели снять грунт, завезти песок, выкорчевать
деревья на соседнем участке и свалить их вместе с огромными булыжниками на спорные
земли. В этой связи собственником было составлено заявление в полицию.
О работах, запланированных на автодороге регионального
значения «Петербург – Колтуши», Delta.News рассказывал
в октябре 2020 года, когда как раз для этих целей в рамках аукциона по 44-ФЗ Ленавтодором
была выбрана компания «Техносфера». Цена контракта тогда составляла 2,224 млрд
рублей. За эти деньги предполагалось расширить дорогу и поднять ее техническую
категорию до «магистральной улицы общегородского значения». Конечный срок выполнения
работ – август 2024 года. Стоит отметить, что с тех пор в контракт вносились
существенные изменения два десятка раз, а его цена поднялась до 2,510 млрд рублей
(на 286 млн рублей или 12,86%).
Про самого генподрядчика мы уже неоднократно
рассказывали, как о крупном исполнителе в регионе, который работает как для Ленавтодора,
так и для федерального Упрдор «Северо-Запад». В ЕГРЮЛ компания
зарегистрирована 27 апреля 2010 года. Сегодня в портфеле госзаказа насчитывается
45 контрактов за 46,3 млрд рублей. В 2022 году фирма отчиталась о выручке в 8,7
млрд рублей и чистой прибыли в 348,6 млн рублей, сообщает Контур.Фокус.
Управляет организацией Артур Софян, а владеет единолично Константин Ходосовский,
входящий в «Рейтинг миллиардеров ДП» (в 2021 году он занимал 140 место).
Предприниматель в прошлом руководил ОАО «Рудас», входившим в мощную
строительную группу ЛСР.
Редакция Delta.News связалась
с Константином Ходосовским, чтобы получить комментарий по поводу неразберихи с
земельным участком.
«Это совершенно нас не касается. Мы не занимаемся выкупом
участков, освобождением и прочими делами. Это функция заказчика. У нас есть
проект, государственный контракт, прошедшие экспертизу, и в соответствии с этим
проектом мы работаем. <…> Мы обыкновенные простые подрядчики, которые по
контракту работают. И все» – уверил нас предприниматель.
С его словами согласились компетентные люди в дорожном строительстве.
Генподрядчик действует на основании проекта и рабочей документации контракта и
не в его обязанностях заниматься земельными вопросами.
«Там такие сложности с проектом, который делался больше трех
лет назад, что с участками, которые предназначены для расширения трассы констатируется
полная неразбериха. То есть проект предусматривал изъятие, а рабочая
документация была выполнена без соответствующих тому документов» – пояснил наш
собеседник.
В качестве дополнительного подтверждения в дорожном комитете
Ленобласти пояснили, что речь идет про реконструкцию Колтушского шоссе, где
вблизи дороги в Янино очень много частных участков. Большая часть из них
изымается под расширяемую дорогу. В общей сложности на участке дороги от КАДа
до поворота на Суоранду осталось девять судов с собственниками, которые не
согласны с оценкой изымаемой для госнужд земли.
«Понимая, что на этом объекте предстоит большое изъятие
земли – около сотни участков – которое не должно тормозить стройку, был
отдельно заключен государственный контракт для оценки и подготовки процедуры
изъятия частных участков», – пояснили чиновники.
Если проектными работами занималось ООО «Петербург-Дорсервис»,
то земельными вопросами – ООО «Геосервис». Название второй компании многое
прояснило редакции Delta.News. Дело в том, что в 2017
году Павла Конашенкова, который владел тогда «Геосервисом», арестовывали после
серии обысков в организациях, занимающих строительством и обслуживанием федеральных
трасс на территории Ленобласти. Этого предпринимателя считают близким другом
экс-руководителя «Севзапуправтодора» (сейчас ФКУ Упрдор «Северо-Запад») Валентина
Иванова. У последнего также проходили обыски, после которых Иванов уволился с
должности замдиректора московского ФКУ «Росдортехнология».
Завершилось то дело в 2020 году приговором. Павел Конашенков
получил четыре года условно за махинации с землей. В суде обвинению удалось
доказать, что, заранее зная какие участки потребуются ФКУ «Севзапупрдор» для
строительства продолжения трассы М-11, аффилированные с Конашенковым фирмы в 2010-х годах выкупали земельные участки, «договаривались» с нанятым федеральным управлением
«Геосервисом» и продавали землю по ценам в 4-5 раз превышающую реальную
стоимость. Ущерб государству таким образом был оценен в 105,8 млн рублей.
Эта организация существует до сих пор и, как видно, вполне
себе функционирует. Владеет ей жена Конашенкова Мария (85%) и Мария Кочетова (15%). Более
того, землеустроительная организация держится на плаву достаточно уверено. Так
в 2022 году компания отчиталась о выручке в 184,5 млн рублей при чистой прибыли
в 1 млн рублей. В портфеле госзаказа числятся 84 контракта за 422 млн рублей. А
о том, как Ленавтодор приглашал эту организацию для кадастровых работ в рамках
реконструкции трассы «Петербург – Колтуши», Delta.News рассказывал в июле прошлого года. Цена контракта составляла без
малого 27 млн рублей. Исполнение продолжается до сих пор. Фактически по нему
выплатили 14,9 млн рублей. Штрафы и неустойки не выплачивались.
В иске, зарегистрированном от собственника земельного
участка, с которого мы начали сегодняшний текст, сообщается, что к делу будут
привлечены Ленавтодор, Комитет по дорожному хозяйству Ленобласти и ООО «Геосервис».
Впрочем, 11 июля комитет уже составил отзыв о несостоятельности иска, однако первое
заседание по делу в августе это не отменило.
Мы продолжим следить за тем, как будут разбираться с
собственниками, когда земельные работы уже идут полным ходом. Однако больше в
будущем нас интересует судьба землеустроительной организации «Геосервис», которой
будто все нипочем.
Филипп Крупанин
Источник: delta.news